Правовую оценку сложившейся в стране ситуации дали и еще дадут многие юристы и политики. Но если завтра, условно говоря, Конституционный суд примет решение в пользу выборов, насколько мы готовы к ним технически?

Этот вопрос корреспондент «Времени» задал заместителю председателя Харьковского облсовета Николаю Титову, много лет занимавшему должность председателя облизбиркома.

— В масштабах страны организовать выборы в оставшееся время малореально, — ответил депутат. — Но при согласии и желании всех сил и общими усилиями можно было бы попытаться выйти на результат. Проблема в том, что сроки были нарушены уже изначально. 3 апреля Указ обрел законную силу, а 4-го закончился срок формирования окружных комиссий. А это очень большая работа и сделать ее за два дня невозможно. К тому же все это должно составлять цепочку самостоятельных последовательных действий различных структур. И нарушение в работе одного звена влечет за собой нарушение целостности цепочки. Боюсь, что, игнорируя отдельные этапы, мы ставим под сомнение легитимность процесса. И если выборы состоятся, то могут начаться бесконечные судебные иски. Неудовлетворенная результатами выборов сторона бесконечно будет ссылаться на эти нарушения и ставить под сомнения легитимность результата. Поэтому, как мне кажется, выборы было бы целесообразно проводить в разумные сроки, подготовившись и получив конечный результат, который бы ни
у кого не вызывал сомнений.

— По мнению многих граждан, для подготовки к выборам не делается вообще ничего…

— Нет в стране ни одного государственного либо общественного органа, который бы имел право проводить выборы. Никакие госадминистрации и советы не могут это делать. Эти структуры только обеспечивают проведение выборов — помещением, связью, бумагой, оргтехникой, транспортом и т. д., то есть осуществляют вспомогательные функции. Выборы проводят только избирательные комиссии разных уровней, и подмена невозможна. И если не будут созданы надлежащим образом эти комиссии и обеспечена их работа, мы не сможем провести выборы. По Закону о выборах 7 апреля Центризбирком должен был утвердить избирательные комиссии, но это не сделано. Их нет. Процесс уже нарушен. Существует календарный план мероприятий: что необходимо делать за 40 дней до выборов, что — за 30 и т. д. Но он не соблюдается. И это даст возможность недовольной стороне оспаривать результаты выборов, если те состоятся 27 мая.

— У избирателей есть печальный опыт предыдущих выборов, когда они по разным причинам не были внесены в списки, были вынуждены долго и нудно доказывать свою идентичность и т. д. Людей волнует, что ввиду «скоропостижности» предполагаемых выборов ошибок и неувязок будет еще больше. Что могут избиратели предпринять уже сейчас?

— Разумеется, граждане не должны стоять в стороне и должны быть заинтересованы в правильности составления этих списков, но что-то сделать они смогут, когда эти списки появятся, а ведь их еще нет.

— А кто их будет составлять?

— Составлять их будут, как и всегда, советы: сельские, районные. Информацию они могут получать от паспортных, коммунальных служб и т. д. Но ответственность несут именно советы.
 

 «Время»


Верховна рада України
Президент України
Урядовий портал
Харківська обласна державна адміністрація
Харківська міська рада
Національне агентство з питань запобігання корупції
Українська асоціація районних та обласних рад
Асоціація органів місцевого самоврядування Харківської області
Рада почесних громадян Харківської області
СБУ
Запобігання та виявлення корупції
Безпека та довіра
Конкурс Масельського
Дитячий телевізійний фестиваль «Дитятко»
Харківський регіональний фонд підтримки підприємництва
Громада очима дітей
Ефективна первинна медицина в громаді
Гранти
Харківський центр туризму
Слобідський край
Ресурсний центр сталого місцевого розвитку
РЕГІОНЕТ
Харківський регіональний інститут державного управління
Форум Фактор
Угода мерів
КП
КП
Харківський обласний центр здоров'я