Регулярные акции протеста, которые в эти дни проходят в Харькове, выдвинули ряд требований, в том числе о проведении референдума по федерализации. Впоследствии добавились еще и претензии к руководству областного совета, о якобы нежелании идти навстречу требованиям территориальной громады.

Несмотря на то, что Харьковский областной совет уже информировал общественность, об отсутствии у него законных оснований назначать в области референдум, а также механизма его проведения, участники акций протеста продолжают настаивать на своих требованиях, обращаясь при этом и лично ко мне. Поэтому считаю своим долгом еще раз разъяснить позицию областного совета и свою личную в сложившейся ситуации.

Напомню, что вопрос о федеративном устройстве может быть предметом исключительно всеукраинского референдума, который в соответствии со статьей 72 Конституции Украины назначается Верховной Радой Украины или Президентом Украины. Кроме того, Закон Украины «О всеукраинском и местном референдуме» утратил силу 28.11.2012 года.

Не обладая правовыми и организационными инструментами для объявления и проведения референдума, областной совет, приняв это заведомо невыполнимое решение, прежде всего, введет в заблуждение сторонников этой точки зрения. Что сыграет на руку тем силам, которые, пользуясь политической и общественной нестабильностью, стремятся набрать сомнительный политический рейтинг и не заинтересованы в мирном урегулировании ситуации?

Несмотря на громкие заявления, требования и призывы во время митингов, включающие необоснованную критику, в Харьковский областной совет не было внесено ни одного проекта решения. Поэтому напрашиваются очевидные выводы, что целью развернутой кампании является не результат, а сам процесс, то есть под видом борьбы за права населения региона, лидеры протеста, пользуясь благоприятной конъюнктурой, стремятся заявить перед харьковчанами о себе и возглавляемых ими объединениях, никогда не имевших существенной поддержки у общественности и известных до сей поры исключительно в узком кругу.

Харьковский областной совет не может идти у них на поводу и принимать незаконные решения, дискредитируя, таким образом, себя как высший представительский орган в регионе и становясь дополнительным источником политической напряженности. Это был бы безответственный шаг, что, уверен, сознает и большинство коллег-депутатов, и наших избирателей.

В то же время, обвинения в бездействии также безосновательны. Воззвания и лозунги, звучащие на митингах, нельзя приравнять к ежедневной кропотливой работе. Депутаты областного и других советов всех уровней, определив для себя основной задачей  стабилизацию ситуации в регионе и стране, продолжают конструктивную и последовательную работу в рамках Ассоциации органов местного самоуправления Харьковской области и Украинской ассоциации районных и областных советов, требуя скорейшего рассмотрения органами центральной власти законопроектов о мирных собраниях граждан, о государственной региональной политике, органах самоорганизации населения, о сотрудничестве территориальных громад, о проведении местных референдумов. И, наконец, о скорейшей реализации Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти, что позволит провести децентрализацию власти во всех сферах жизнедеятельности, тем самым заложив основу для реализации принципа субсидиарности и положений Европейской хартии местного самоуправления, предусматривающую, в том числе, и формирование районными и областными советами собственных исполнительных структур.

Что касается моих взглядов, то я их никогда не менял и менять не собираюсь, при этом всегда старался действовать взвешенно, сознавая ответственность и возможные последствия. Весь период, на протяжении которого я руковожу Харьковским областным советом и возглавляю Украинскую ассоциацию районных и областных советов, я был последовательным сторонником расширения полномочий регионов и развития местного самоуправления, защиты интересов русскоязычного населения и одновременно укрепления диалога между Востоком и Западом Украины.

С моей позицией, как и со всей приведенной выше информацией, можно ознакомиться на Интернет-сайте Харьковского областного совета.

Там же, на сайте, есть и мое мнение по вопросу о федерализации, высказанное, подчеркиваю, еще до того, как обсуждение этого вопроса было вынесено на площадь Свободы в Харькове как лейтмотив митингов внезапно активизировавшимися общественными организациями.

Я не раз высказывал убеждение в необходимости устранения противоречий между регионами относительно исторического прошлого, языковой политики, однако считаю, что суть не в названии – децентрализация ли,  автономия ли, федерализация ли, – а в правоспособности. Территория, имеющая статус автономии, на практике может оставаться фактически бесправной, тогда как эффективная децентрализация позволит всем административным единицам пользоваться широкими правами, осуществляя самоуправление. Также, ранее я уже говорил, что скоропалительное введение федерального устройства  не станет панацеей во время кризиса, а наоборот грозит загнать ситуацию в тупик. Необходима длительная подготовка, включающая работу специалистов-правоведов, общественное обсуждение, а, главное,  - национальный консенсус.

Именно во взаимопонимании и диалоге, где стороны способны слышать друг друга, нуждается народ Украины, изнуренный затянувшимся политическим противостоянием. Обвиняя кого-то, стоит задать себе вопрос, что сам хотел и сделал для своего родного края и своей родины. Родина, для тех, кто ее считает таковой, бесценна, а конъюнктурные действия, направленные на ее разрушение, особенно в это непростое время, - преступление перед будущими поколениями. Еще и еще раз приглашаю всех к цивилизованному диалогу. Уверен – мы все  хотим одного и того же: поставить на первое место безопасность человеческой жизни, чувствовать себя защищенными в нашей стране и трудиться во имя ее будущего.

Президент Украинской ассоциации
районных и областных советов,
председатель Харьковского областного совета
Сергей Чернов

Президент України
Верховна рада України
Урядовий портал
Харківська обласна державна адміністрація
Харківська міська рада
Національне агентство з питань запобігання корупції
Українська асоціація районних та обласних рад
Асоціація органів місцевого самоврядування Харківської області
Рада почесних громадян Харківської області
СБУ
Стратегія розвитку Харківської області на 2015-2017 роки
Дитячий телевізійний фестиваль «Дитятко»
Конкурс Масельського
Громада очима дітей
Гранти
Харківський центр туризму
Слобідський край
Ресурсний центр сталого місцевого розвитку
РЕГІОНЕТ
Харківський регіональний інститут державного управління
Форум Фактор
Угода мерів
КП
КП
Харківський обласний центр здоров'я