Ваша оценка ситуации в стране. Как бы Вы назвали события, которые сегодня происходят в Киеве?

О том, что происходит в стране, можно сказать, что это ситуация пока неразрешенного политического кризиса. Есть все признаки, подчеркиваю – признаки, гражданской войны. Вспоминая нашего выдающегося земляка Евгения Петровича Кушнарева, хочу привести фразу из его последней книги «Выборы и вилы», которая олицетворяет нынешнее состояние дел: в стране есть два инструмента решения проблем – выборы и вилы. Сейчас, к сожалению, оппозиционные политики делают все, чтобы подтолкнуть общество к вилам, но не к выборам.

Вы считаете, что проблема назревала давно и сейчас она вышла на поверхность?

Во все века, в любой стране люди не высказывали огромной любви к власти. Так было, так есть и так будет. Действительно, власть должна демонстрировать положительную динамику развития и то, как она работает, чтобы ей доверяли. Но в Украине часто ситуация такова, что наши амбиции - европейские, а поведение - азиатское. Поэтому для себя мы, в первую очередь, должны решить, хотим ли мы развиваться эволюционным путем - понятным, цивилизованным, - принимая европейские ценности, о которых так много сказано. Или же мы хотим скатиться до уровня тех стран, которые решают свои внутренние проблемы на улице. Примеров достаточно: такие страны, как Сирия или Алжир, не год и не два находящиеся, не без иностранного вмешательства, в состоянии настоящей гражданской войны, где до сих пор люди не уходят с улиц, а счет жертв идет на тысячи. Эти страны до сих пор не могут найти свой собственный путь развития.

В свое время Евгений Петрович Кушнарев говорил о возможной федерализации Украины. Как Вы считаете, это на сегодняшний день уместно в Украине?

В том состоянии, в котором находится страна и общество, этого делать нельзя. И вообще, вопрос федерализации - это вопрос, который теоретически мог бы решить многие проблемы, но это тема, в первую очередь, для специалистов, причем специалистов высочайшего уровня. Сначала специалисты и элиты в закрытом режиме должны принять решение, достичь компромисса, а потом с этим компромиссом выйти к общественности. Если же на фоне текущих событий выступить с такой инициативой перед бурлящим котлом, который собой представляет страна, это не будет воспринято. А то, что не воспринято, чего не принимают люди, никогда не будет реализовано. Самое благое начинание будет загублено.

В настоящий момент нужно сделать акцент на децентрализации власти, усилении региональной политики, наделении полномочиями органов местного самоуправления. О чем я и мои коллеги по областному совету, ассоциациям органов местного самоуправления неоднократно говорили, выступая с соответствующими инициативами. Совместно с Национальной академией правовых наук и Национальным юридическим университетом им. Ярослава Мудрого был разработан проект Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти. Документ этот прошел длинный путь согласования в территориальных громадах нашей страны, в органах исполнительной власти, был одобрен Венецианской комиссией и принят правительством. То есть существует возможность последовательно решить многие проблемы, которые десятилетиями накапливались в нашей стране.

А что это даст на местах?

Во-первых, с центрального уровня нужно убрать вопросы, которые разъединяют страну. Примером может служить недавно принятый парламентом закон о языках. После его принятия, как вы видите, на центральном уровне этой темой уже не спекулируют. А она каждый раз поднималась перед выборами, приобретая остроту. И таких тем не так много.

Безусловно, должны существовать стимулы для развития регионов, где власть, элита должны понимать, какие у них в наличии рычаги влияния на экономику. В формировании бюджета необходимо перейти от планирования на один год к средне- и долгосрочному планированию. Должны быть созданы механизмы, не зависящие от смены власти, защищенные от влияния выборов в парламент или местные органы власти. Когда мы получим такой механизм, не будет места для многих спекуляций. Распределение средств между регионами должно быть прозрачным, а каждый населенный пункт должен распоряжаться ресурсом, которым владеет.

На моей памяти этот вопрос обсуждается не один год. Возможно принятие такого закона, чтобы органам власти на местах дать больше власти?

Одним законом здесь не обойдешься. Уже подготовлен плотный пакет законопроектов, среди которых многие уже рассмотрены в правительстве и зарегистрированы в Верховной Раде. Конечно же, чтобы пойти дальше, необходимы изменения в Конституцию, для чего при голосовании нужно 300 голосов народных депутатов. Но главное - нужен работоспособный парламент и всеобщее понимание того, что противостояние никогда не приводит страну к прогрессу, это всегда - регресс, что отбрасывает страну на несколько лет назад. Просматривая центральные телеканалы, я не слышу ни слова об экономике, производстве. Впечатление такое, что эти вопросы никому не нужны и никого не волнуют. А ведь от этого зависит благополучие каждой семьи. Каждому человеку необходимо рабочее место, каждой территориальной громаде, как и стране в целом, нужны налоги, перспектива и стабильность. А когда мелькают кадры из пылающего центра Киева, и это стало основной топ-новостью во всех европейских странах, во всем мире, нет глубокого понимания ситуации, может ли инвестор вложить средства в такую страну? Закономерно возникает мысль о том, что страна нестабильна и теряет будущее. Такие же процессы происходят и внутри страны. Каждый человек реагирует на это. Кто-то откликается на призыв политиков, бросает рабочее место и едет в Киев на майдан, а значит, не производит блага, не идут отчисления в бюджет. Таким образом, он работает против страны. Статистика за этот месяц говорит о том, что поступления в государственный бюджет уже упали на 2%.

События, которые происходят в Киеве, каким-то образом влияют на жизнедеятельность Харьковской области, на экономическую составляющую?

Безусловно. Все в этой жизни взаимосвязано. И если призывать к стачкам и отказу от работы предприятий, то, извините, через некоторое время мы получим не страну, а территорию, которая будет стоять на коленях и молить о деньгах на то, чтобы прокормить саму себя. Это ответственность политиков, не зависимо от того, представляют ли они большинство или находятся в оппозиции. Это должны понимать все, кто сейчас борется за власть.

Хочу привести пример. Буквально несколько лет назад политическая сила, которую я тоже представляю, была в оппозиции. Многие наши сторонники не любили существовавшую власть, но уважали ее и не допускали захвата государственных органов власти, уничтожения имущества, которое тебе не принадлежит, а создано нашими родителями и дедами.

К тому же получается, что голос миллионов людей остается не услышанным, то есть одна часть граждан пытается навязать свою точку зрения другой. Это неприемлемо в цивилизованном мире и европейской стране. Это неправильно, ведь на каждое действие всегда есть противодействие. В современной истории уже были такие примеры, из которых мы не сделали выводов. А ведь путь к власти должен быть демократическим и соответствовать действующей Конституции и законам, иначе нельзя. Попытка наших оппонентов, наподобие той, что была в 2004 году, – приход к власти незаконным путем по надуманному третьему туру президентских выборов.

У нас было 4 президента, которые представляли и Западную, и Восточную Украину, но ни один, почему-то, не нравился всем. Надо быть выше собственных предпочтений и с уважением относиться к выбору народа и к легитимной власти.

Вы всегда были толерантным политиком. На Ваш взгляд, как можно разрешить сложившуюся ситуацию, учитывая интересы жителей всей Украины?

Есть два простых рецепта, которым, к сожалению, не следуют оппозиционные политики. При том, что власть уже сделала несколько шагов навстречу, а это и есть компромисс, другая сторона должна ответить такими же шагами навстречу.

Речь о том, что принят закон об амнистии всех, кто нарушал законы и Конституцию Украины, кто занимался бесчинствами, вандализмом и эскалацией напряжения. Но с другой стороны, этот закон предполагает освобождение всех захваченных зданий, захват которых остается преступлением, но власть пошла на такое решение. Правительство отправлено в отставку, Премьер-министр освобожден от обязанностей, и Президент предложил оппозиции возглавить правительство. Оппозиция отказалась взять на себя ответственность возглавить правительство. Оппозиция не хочет освобождать административные здания и не принимает таких условий. Возникает вопрос - борьба за власть любой ценой? Ответа на этот вопрос нет. То есть компромисс может быть достигнут за столом переговоров, парламентским путем. Это должны понять все. На улицы вышли в большинстве своем абсолютно нормальные мирные люди, поверившие политикам, которые их туда вывели. Но те, кто ведет людей за собой, должны нести ответственность намного большую, чем те, кого спровоцировали. Получается же так, что призвав людей, выведя их на улицу, доведя толпу до состояния, когда творятся бесчинства, те, кто это сделал, прячутся, в то время как льется кровь и калечатся люди. Такого не бывает в цивилизованном мире.

Буквально две недели назад… Париж - столица цивилизованной демократической страны. На улицах шли акции протеста, и, пока митингующие не переступали черту, дозволенную законами Франции, их никто не трогал. Как только они заявили о несогласии с принятыми и подписанными президентом Олландом законами, мирный митинг закончился в тот же день, 265 человек были арестованы. Это демократическая страна? Да! Но там уважают законы. У нас же двойные стандарты: разрушать – это, оказывается, демократия, а привлекать к ответственности за это - насилие со стороны режима. Режим – слово, которое многие политики в Киеве употребляют через каждые пять минут, вероятно, не понимая его значения. Режим – это государственное устройство, если не нравится государственное устройство, значит его нужно менять с помощью изменения законов и Конституции, только в парламенте и правовым путем.
 
 

Президент України
Верховна рада України
Урядовий портал
Харківська обласна державна адміністрація
Харківська міська рада
Національне агентство з питань запобігання корупції
Українська асоціація районних та обласних рад
Асоціація органів місцевого самоврядування Харківської області
Рада почесних громадян Харківської області
СБУ
Стратегія розвитку Харківської області на 2015-2017 роки
Дитячий телевізійний фестиваль «Дитятко»
Конкурс Масельського
Громада очима дітей
Гранти
Харківський центр туризму
Слобідський край
Ресурсний центр сталого місцевого розвитку
РЕГІОНЕТ
Харківський регіональний інститут державного управління
Форум Фактор
Угода мерів
КП
КП
Харківський обласний центр здоров'я