Тезисы к выступлению Сергея Чернова на заседании CORLEAP, 12 сентября 2019 года.

Актуальность доклада, предлагаемого к обсуждению, обуславливается:

  • необходимостью обеспечения устойчивого развития стран Восточного партнерства и их соседей;
  • непрерывными социальными, экономическими и политическими процессами, которые требуют постоянного усиления роли местного и регионального управления и их способности находить ответы на новые вызовы.

Напомню, среди основных целей и приоритетов CORLEAP на 2018-2019 годы определено содействие в наращивании управленческого потенциала на местном и региональном уровне.

Анализ текущего состояния программ наращивания потенциала органов местного и регионального управления в странах Восточного партнерства

Наращивание этого потенциала может обеспечиваться через:

  • образовательные программы и программы повышения квалификации государственного управления стран, национальных и региональных центрах/школах подготовки;
  • программы и тренинги на уровне ЕС, в том числе в Академии государственного управления Восточного партнерства (EPAPA); учебные мероприятия, проводимые странами-партнерами ЕС; программы и учебные курсы, проводимые политическими фондами стран ЕС.
  • программы и тренинги, поддерживаемые иностранными донорами; программы и тренинги, поддерживаемые организациями гражданского общества;
  • учебные курсы и университетские программы в области государственного управления, проводимые международными образовательными структурами.

В таблице 1 представлены организации и программы, обеспечивающие обучение служащих местных и региональных органов публичной власти. (Данные отчета Европейского комитета регионов 2019 г.).

Таблица 1 демонстрирует, что во всех исследуемых странах ситуация по повышению потенциала местных и региональных властей неодинакова.

Для принятия решений на наднациональном уровне о предоставления помощи той или иной стране, а также на национальном уровне, важно учитывать:

  • стратегические направления ее развития;
  • уровень децентрализации;
  • полномочия органов власти;
  • социально-экономическую, политическую и институционную ситуации в стране.

Руководствуясь данными таблицы 2, можно также утверждать, что уровень коррупции существенно сдерживает развитие органов власти и стран в целом.

В связи с этим образовательные программы антикоррупционной ориентации должны быть приоритетными. Важно разработать новую методологию донесения информации людям, чтобы менять их поведение.

В соответствии с упомянутым исследованием Европейского комитета регионов можно выделить препятствия для наращивания потенциала органов местного и регионального управления в странах Восточного партнерства, которые следует учитывать при разработке соответствующих программ.

Проведенный анализ позволил выявить и общие проблемы, которые характерны для всех стран Восточного партнерства, а именно:

  • высокий уровень коррупции (в Грузии этот показатель существенно ниже);
  • неэффективная система набора кадров, назначение на должности без учета уровня квалификации (кроме Украины и Грузии, где после реформ назначение на должности осуществляется открыто);
  • недостаточное использование цифровых технологий для обучения и предоставления публичных услуг;
  • недостаточное владение служащими английским или другим иностранным языком, что ограничивает доступ к программам внешней поддержки и сотрудничества;
  • недостаточное участие гражданского общества в управлении общественными делами, контроля за властью.

Выводы:

  1. Общие проблемы стран партнерства свидетельствуют об их глобальном характере и необходимости многоуровневого решения – от наднационального уровня до локального. Важно прогнозировать компетентностные потребности органов местного и регионального управления. Нужны углубленные исследования.
  2. Внедрение новых программ, стимулирующих наращивание потенциала местного и регионального управления в странах Восточного партнерства позволит решить конкретные проблемы, создаст предпосылки для стабильного сотрудничества между регионами и странами Восточного партнерства с ЕС, устранять диспропорции развития, продвигать важные общие принципы и методы рационального государственного управления.
  3. Вовлечение представителей гражданского общества в процессы публичного управления обуславливает необходимость обучения (в том числе дистанционного) этой категории.
  4. Повышение потенциала органов местного и регионального управления зависит от обеспечения правовыми, информационными, экономическими, интеллектуально-креативными и другими условиями. К решению этого задания нужно подходить системно.

Рекомендации:

Европейскому Комитету регионов:

  • Разработать в сотрудничестве с Европейской комиссией Программу наращивания потенциала местного и регионального управления в странах Восточного партнерства, в которой бы системно предлагались шаги в этом направлении.
  • Обратиться к Европейской комиссии относительно создания в рамках Восточного партнерства электронную образовательную платформу, обеспечив доступ к новым знаниям большему количеству людей.
  • Разработать и внедрять инновационную систему информирования граждан стран Восточного партнерства о важности их участия в управлении общественными делами, контроля за властью, а также этичном и добродетельном поведении, предупреждение коррупции.
  • Совершенствовать перечень компетентностей служащих, проводить долгосрочную политику в сфере обучения.

Правительствам государств – членам Восточного партнерства:

  • Определить мероприятия по устранению барьеров, указанных в настоящем отчете посредством целевых исследований на национальном уровне.
  • Разработать систему компетенций для государственных служащих органов местного и регионального развития, а также рекомендации по их формированию.
  • Обеспечивать наращивание потенциала специальных учреждений высшего образования; содействовать обновлению образовательных программ.
  • Активизировать использование электронных технологий для обучения и предоставления публичных услуг.
  • Обеспечить условия для обучения английскому/иностранному языку.

Органам местного самоуправления:

  • Организовать разработку, финансирование из местных бюджетов и реализацию программ для обучения не только служащих, но и депутатов местных и региональных советов. Привлекать для этого внешние ресурсы.
  • Организовывать обучающие стажировки служащих и депутатов местных советов в других муниципалитетах, регионах и странах.
  • Учитывать компентностные возможности муниципальных служащих при формировании стратегий местного и регионального развития, обеспечивать их улучшение в соответствии с заданиями стратегий.
  • Внедрять цифровые технологии.

Общие рекомендации:

  • Формировать системы обмена знаниями и практиками по наращиванию потенциала – на всех уровнях.
  • Привлекать к сотрудничеству научные, образовательные и другие организации, налаживать многоуровневое взаимодействие по наращиванию институционного потенциала.
  • Внедрить понятные и прозрачные процедуры набора участников для ознакомительных поездок и программ по обмену.
  • Создавать сети сотрудничества с организациями гражданского общества на местном и региональном уровне для повышения общего участия граждан и содействия эффективному управлению.
  • Продвижение идеи создания Академии ВП для государственного управления с постоянной штаб-квартирой в одной из стран ВП.

 

 

 

 

 

Президент Украины
Верховная рада Украины
Правительственный портал
Харьковская областная государственная администрация
Харьковский городской совет
Національне агентство з питань запобігання корупції
Украинская ассоциация районных и областных советов
Ассоциация органов местного самоуправления Харьковской области
Совет почетных граждан Харьковской области
СБУ
Стратегия развития Харьковской области на 2015-2017 годы
Детский телевизионный фестиваль «Дитятко»
Эффективная первичная медицина в громаде
Конкурс Масельского
Громада очима дітей
Грант
Харківський обласний центр здоров'я
Харківський центр туризму
Слободской край
Ресурсный центр устойчивого местного развития
РЕГИОНЕТ
Харьковский региональный институт государственного управления
Форум Фактор
Договор мэров
КП