Хочу отметить актуальность и своевременность темы законодательного регулирования в сфере местного самоуправления. Сейчас вижу три главных вызова для дальнейшего развития местного самоуправления.

Вызов I: Формирование надлежащей нормативно-правовой базы

С одной стороны, имеем громоздкий, в чем-то избыточный, корпус из более чем 2 200 законодательных и других нормативно-правовых актов высшей юридической силы, где определяются полномочия органов местного самоуправления. Безусловно, в таком количестве документов очень трудно ориентироваться без соответствующей квалификации и определенного опыта. Поэтому потребность в систематизации и оптимизации правовой базы в этой сфере давно назрела.

С другой стороны, в Украине происходит реформирование местного самоуправления, на концептуальных основах определенных в 2014 году. Реформа требует не только пересмотра действующего корпуса соответствующих нормативно-правовых актов, но и принятие новых законов, как это предусмотрено Концепцией.

В период 2014-2016 годов законотворческая деятельность, направленная на реализацию реформы местного самоуправления, происходила довольно активно. Принятые законы «О добровольном объединении территориальных громад», «О сотрудничестве территориальных громад», «Об основах государственной региональной политики». Для обеспечения финансовой децентрализации внесены важные изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы. Также ряд других законов, направленных на децентрализацию в различных сферах.

С 2017 года в законодательном обеспечении реформирования местного самоуправления в Украине наступил период застоя. Последним законом, принятым в контексте децентрализации стал закон о присоединении громад к городам областного значения, принятый парламентом 3 апреля 2018 года и подписан Президентом 4 мая.

Впрочем целый ряд законов, определенных Планом законодательного обеспечения реформ в Украине (в разделе 3 «Региональная политика и децентрализация»), одобренным парламентом еще 4 июня 2015 года, ждет своего часа. С 11 законопроектов принят только один. Так же с первоочередными законопроектами для реализации реформы, разработанными Кабинетом Министров.

При таких обстоятельствах складывается ситуация, когда муниципальная практика идет впереди законодательного процесса, фиксируя недостатки и коллизии правового регулирования, законодательное устранение которых значительно отстает. В текущем формировании нормативно-правовой базы документы Кабинета Министров фактически заменяют собой законодательные акты.

За период реализации реформы уже создано 838 объединенных территориальных громад, в которые вошли более 3,8 тысяч громад. Актуально формирование новых, отвечающих концептуальным основам реформы, законодательных механизмов решения вопросов административно-территориального устройства. Нерешенными остаются вопросы реформирования районного уровня: образование, укрупнение и ликвидация районов, установление и изменение их границ, земельные и имущественные отношения и другое.

Особенно остро вопрос стоит для территорий, где объединенная громада охватывает территорию всего района полностью. Территории 17 районов полностью покрыты ОТГ и 140 районов где ОТГ занимают 50-99%. Имеющаяся конкуренция компетенций районных советов, администраций с только созданными советами и исполнительными комитетами ОТГ. Количество таких районов в ближайшее время будет расти. Проблема требует срочного решения путем укрупнения районов.

Обновления требует сама законодательная база региональной политики в Украине. Для чего должен быть единый законодательный акт, который бы объединил положения двух законов:

– «О стимулировании развития регионов» (2015 год)

– «Об основах государственной региональной политики».

Большинство этих законов так и не заработало.

Наконец закрепить за органами местного самоуправления четкий круг полномочий и определиться с финансовыми ресурсами на их выполнение. Чтобы органы государственной власти не переводили на местные бюджеты новые дополнительные обязательства. Как сейчас происходит, например, с учреждениями среднего профессионального образования.

Несмотря на то, что подходят к концу определенные сроки реализации Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине, потенциал этого документа еще не исчерпан, поэтому следует рассмотреть возможность продления сроков его действия и ускорения реализации его положений.

Таким образом, первым основным вызовом для законодательного регулирования в сфере местного самоуправления есть проблема с принятием законов.

Вызов II: Конституционные основы реформы местного самоуправления

Ныне актуально внесение изменений в Конституцию в части местного самоуправления. Своевременное их принятие – второй основной вызов. Нужно зафиксировать пройденный этап реформ, сделать изменения необратимыми, минимизировать политическое влияние на развитие местного самоуправления, обеспечить его вездесущность.

Наконец нужно обеспечить полноценное самоуправление на уровне региональном и субрегиональном, предусмотрев право областных и районных советов формировать собственные исполнительные органы. Вместе с тем, обеспечить эффективный, но не чрезмерный, государственный надзор за принятием законных решений органами местного самоуправления.

Внесение изменений в Конституцию – главное условие имплементации норм Европейской хартии местного самоуправления в украинском законодательстве.

Законопроект изменений в Конституцию в части местного самоуправления внесен в повестку дня Верховной Рады. Надеемся, что хватит политической воли и здравого смысла для его принятия.

Вызов III: Подготовка квалифицированных кадров

Также, на мой взгляд, не менее важным вызовом является реализация норм законов, которые уже приняты и будут приняты в ходе реформирования местного самоуправления в Украине. Реформа не исчерпывается принятием необходимых для реализации законов. Законодательство должно работать одинаково на всех уровнях. Необходимы специалисты, которые будут способны выполнять нормы принятых законов, реализовать новые возможности, что предоставляет обновленные правовое пространство. Поэтому решить вопрос подготовки специалистов для осуществления реформы имеет такое же значение, как и своевременное принятие законов и изменений в Конституцию.

Кстати, с 2017 года в Харьковском национальном юридическом университете имени Ярослава Мудрого началась подготовка юридических кадров для системы местного самоуправления. Комплексная подготовка юристов для местного самоуправления ранее не проводилась в высших учебных заведениях. Новая специализация называется «юрист местного самоуправления» на новом факультете публичного права и администрирования.

Напомню, что 1 декабря 2017 года Кабинет Министров Украины своим Постановлением одобрил Концепцию реформирования системы профессионального обучения государственных служащих, глав местных государственных администраций, их первых заместителей и заместителей, должностных лиц местного самоуправления и депутатов местных советов. План мероприятий по реализации Концепции правительство утвердило 10 мая 2018 года.

По моему убеждению, профессиональная подготовка глав, депутатов, работников исполнительных аппаратов местных советов должна происходить при активном участии ассоциаций органов местного самоуправления и непосредственно самих органов местного самоуправления. Только таким образом можно добиться того, что этот процесс будет системным, непрерывным и отвечать актуальной ситуации в регионах. Для этого должны закладываться средства в местных бюджетах на подготовку и обучение. И это должно быть приоритетом в работе местного самоуправления.

Коротко выводы.

  • Необходимо оптимизировать действующую нормативно правовую базу, регулирующую деятельность местного самоуправления и ускорить принятие новых законов, которые должны сопровождать реформу;
  • Внесение изменений в Конституцию позволит перейти на новый этап реформы и приблизит Украину к имплементации Европейской хартии местного самоуправления;
  • Чтобы законы работали на местах, нужны профессионалы, способные обеспечить выполнение законов и эффективно организовать деятельность местного самоуправления в новых условиях.

Уважаемые коллеги! За время реформы местное самоуправление в Украине сделало значительные шаги в направлении, определенном Европейской хартией. Законодательное регулирование в этой сфере должно соответствовать изменениям и обеспечивать их необратимое движение.

Президент Украины
Верховная рада Украины
Правительственный портал
Харьковская областная государственная администрация
Харьковский городской совет
Національне агентство з питань запобігання корупції
Украинская ассоциация районных и областных советов
Ассоциация органов местного самоуправления Харьковской области
Совет почетных граждан Харьковской области
СБУ
Стратегия развития Харьковской области на 2015-2017 годы
Детский телевизионный фестиваль «Дитятко»
Конкурс Масельского
Харківський обласний центр здоров'я
Харківський центр туризму
Слободской край
Ресурсный центр устойчивого местного развития
РЕГИОНЕТ
Харьковский региональный институт государственного управления
Форум Фактор
Договор мэров
КП