Харьковский областной совет

Тел. +3 8057 700-40-57
Факс +3 8057 700-53-35
E-mail: zvernennya@oblrada-kharkiv.gov.ua
Адрес: ул. Сумская, 64, г. Харьков, Украина, 61200
22 Ноября 2019

В 1850-х годах в Харькове появились первые фотографы. В это время в городе проживало 36 тыс. жителей. «В числе промышленных заведений города мы находим 4 фотографии, 3 литографии, 5 кондитерских, 2 трактира, 25 гостиниц, 10 рестораций, 71 постоялый двор, 47 питейных домов, 2 водочных магазина, 3 торговых бани, 5 аптек»[1].

Харьков представлял собой широкую арену для предпринимательства, далеко не полностью использованую в то время. Предпринимательство и торговля находились в руках людей, которые сами начали дела. Это были люди энергичные, предприимчивые, зачастую без всяких специальных знаний, действующие часто наудачу и с риском. Поэтому наблюдались как взлеты их предпринимательской деятельности, так и не редкое банкротство.

Первым харьковским фотографом, согласно К.П. Щелкову, считается Василий Данилович Зайцев [2]. В.Д. Зайцев был выходцем из бывших крепостных В.Н. Каразина. и к началу 1850-х годов становится известным ювелиром в Харькове. В начале 1851 г. он по служебным делам ездил в Париж, где на Всемирной выставке увидел фотографические портреты и пейзажи. Эти фотографии произвели на него огромное впечатление. В Европе фотография, которая была изобретена  в 1839 году Дагером и Ньепсом , так называемые дагеротипы,  к 1850-м годам получила широкое распространение. В Париже к тому времени насчитывалось около 50 фотоателье и чуть больше 50 – в Лондоне. Почти одновременно с дагеротипией Толботом был изобретен метод фотографирования – калотипия, который в 1844 году был усовершенствован суконщиком из Лиля Бланкар-Эвраром.

Зайцев, обладая коммерческой жилкой, закупает необходимое фотографическое оборудование и материалы, возвращается в Харьков и в том же 1851 г. открывает фотомастерскую. Нами, к сожалению, пока не найдена ни одна из фотографий этого ювелира. Скорее всего, В.Д. Зайцев получал фотографические изображения методом калотипии (съемка на специально обработанной пластинке с получением отпечатков на бумаге без негативов и без перехода от негативного изображению к позитивному).  При этом изображения получались в коричневых тонах. Это предположение основывается на том, что Я. П. Данилевский, которому В.Д. Зайцев продал в последствии свою фотомастерскую, работал методом калотипии.

Яков Петрович Данилевский

Яков Петрович Данилевский, часовщик из Риги, переехал в Харьков в начале 1850-х годов. Где-то в 1852 или 1853 гг. он покупает у В.Д. Зайцева фотографическую мастерскую. В 1853 г. Я.П. Данилевский приезжает в Острогожск, где перед Крымской войной 1853-1856 гг. квартировало много военных полков. Он надеялся найти среди офицеров желающих получить свои фотографические портреты перед военными действиями. Стоимость фотографических снимков в то время была довольно высокой, от 10 руб. и выше, и не все могли позволить себе такое удовольствие.  Ретушер, с которым приехал Яков Петрович, запил и он обратился за помощью к юному Ивану Крамскому, будущему известному художнику-передвижнику. Молодой ретушер понравился Данилевскому и он заключает с ним контракт на 3 года [3]. Чтобы угодить клиенту, фотомастера часто подправляли снимки, прибегая к услугам ретушеров. Ретушь бывала двух категорий. "Техническая" – осуществлялась на негативе с помощью туши и пластика, а в "художественной", более тонкой, применяли карандаши, кисти, тушь, акварель или пастель, так что нередко снимок сильно изменялся, приобретая "живописность". Ретуширование по второму разряду нередко превращалось в раскрашивание всего отпечатка, хотя чаще ретушеры ограничивались подкрашиванием отдельных его участков. Некоторые ретушеры достигали уровня, вполне сравнимого с работами настоящих художников, и они могли бы по праву подписывать раскрашенные снимки своими именами.

В течение 3-х лет И.Н. Крамской объездил с Я.П. Данилевским значительную часть Центральной России и Украины. Они побывали в Харькове, Орле, Курске, Москве, Туле, Казани, Нижнем Новгороде и др. И.Н. Крамской становится одним из лучших мастеров по ретушированию фотографических портретов. Пройдет совсем немного времени, и его прозовут "богом ретуши". В 1857 г. И.Н. Крамской покидает Я.П. Данилевского и уезжает в Петербург, где работает ретушером в известных фотоателье И.Ф. Александровского, А.И. Деньера [4].

Яков Петрович Данилевский продолжает колесить по России и Украине в поиске выгодных фото заказов, совершенствует фотографическую технику и технологию приготовления фотоматериалов. Известно, что много сил и времени потратил он в поисках слюдового песка в Лебединском уезде [5]. Этот слюдовой песок содержал серебро и был необходим ему для улучшения качества фотографического процесса. Его фотографии видных государственных деятелей, писателей и ученых и сегодня можно встретить в крупных музеях Украины и частных коллекциях.

Менее известны фотографии Я.П. Данилевского с видами природы и городов Харьковской губернии. Я.П. Данилевский в Харькове проживал на Николаевской площади, в доме Куликова. Фотографической деятельность занимался до начала 1870-х годов. Он воспитал несколько сыновей – крупных ученых: физиолога, академика АН УССР Василия Яковлевича Данилевского; биолога, академика АН УССР Александра Яковлевича Данилевского; профессора медицины и изобретателя управляемых летающих аппаратов Константина Яковлевича Данилевского.

В 1850-х годах в Харькове работали еще три интересных фотографа. Два из них – выпускник Харьковского университета акварелист-портретист Левдик [4, 6] и чех Александр Пшенны снимали фотографические портреты методом дагеротипии. Дагеротипия – это регистрация фотографий на медной пластинке, покрытой тонким слоем серебра; получаемый дагеротип при этом был уникален, то есть размножение дагеротипических отпечатков невозможно. Третий фотограф – подпоручик Василий Сергеевич Досекин изготавливал фотографии методом калотипии. Калотипия сделала шаг к эпохе тиражирования отпечатков. В качестве негативов использовалась писчая бумага, на которую наносился слой нитрата серебра. Позитив печатался на так называемой солевой бумаге. Лист такой бумаги, обработанный хлористым серебром, накрывали листом с негативным изображением и этот «бутерброд» экспонировали, выставляя на солнце. На позитивном листе постепенно появлялось изображение, затем изображение на солевой бумаге вирировалось и закреплялось.

По материалам http://photograf.rider.com.ua/

Литература
1. Багалей Д.И., Миллер Д.П. История города Харькова за 250 лет его существования (1655-1905). Ист. монография. – В 2-х т. – Т. 2. – Репринт. изд. – Харьков, 1993, с.542.
2. Щелков К.П. Историческая хронология Харьковской губернии. : Историко-статистический опыт.-Харьков, 1880.-С140.
3. Иван Николаевич Крамской. Его жизнь, переписка и художественно-критические статьи 1837-1887. – СПб.: Изд-во Алексея Суворина, 1888. –  С. 21.
4. Курочкина Т.И. Иван Николаевич Крамской. – М.: Изобразительное искусство, 1908. – С. 9-10.
5. Исторические автографы выдающихся деятелей, хранящиеся в фондах Государственного архива Харьковской области. Вып. 1. – Харьков: Изд-во "Харьковский частный музей городской усадьбы"; "Государственный архив Харьковской области", 2005. – С. 196-200.
6. Карпов В.Н. Воспоминания. – М.-Л.: Академия, 1933. – С. 220.