В 1850-х годах в Харькове появились первые фотографы. В это время в городе проживало 36 тыс. жителей. «В числе промышленных заведений города мы находим 4 фотографии, 3 литографии, 5 кондитерских, 2 трактира, 25 гостиниц, 10 рестораций, 71 постоялый двор, 47 питейных домов, 2 водочных магазина, 3 торговых бани, 5 аптек»[1].

Харьков представлял собой широкую арену для предпринимательства, далеко не полностью использованую в то время. Предпринимательство и торговля находились в руках людей, которые сами начали дела. Это были люди энергичные, предприимчивые, зачастую без всяких специальных знаний, действующие часто наудачу и с риском. Поэтому наблюдались как взлеты их предпринимательской деятельности, так и не редкое банкротство.

Первым харьковским фотографом, согласно К.П. Щелкову, считается Василий Данилович Зайцев [2]. В.Д. Зайцев был выходцем из бывших крепостных В.Н. Каразина. и к началу 1850-х годов становится известным ювелиром в Харькове. В начале 1851 г. он по служебным делам ездил в Париж, где на Всемирной выставке увидел фотографические портреты и пейзажи. Эти фотографии произвели на него огромное впечатление. В Европе фотография, которая была изобретена  в 1839 году Дагером и Ньепсом , так называемые дагеротипы,  к 1850-м годам получила широкое распространение. В Париже к тому времени насчитывалось около 50 фотоателье и чуть больше 50 – в Лондоне. Почти одновременно с дагеротипией Толботом был изобретен метод фотографирования – калотипия, который в 1844 году был усовершенствован суконщиком из Лиля Бланкар-Эвраром.

Зайцев, обладая коммерческой жилкой, закупает необходимое фотографическое оборудование и материалы, возвращается в Харьков и в том же 1851 г. открывает фотомастерскую. Нами, к сожалению, пока не найдена ни одна из фотографий этого ювелира. Скорее всего, В.Д. Зайцев получал фотографические изображения методом калотипии (съемка на специально обработанной пластинке с получением отпечатков на бумаге без негативов и без перехода от негативного изображению к позитивному).  При этом изображения получались в коричневых тонах. Это предположение основывается на том, что Я. П. Данилевский, которому В.Д. Зайцев продал в последствии свою фотомастерскую, работал методом калотипии.

Яков Петрович Данилевский

Яков Петрович Данилевский, часовщик из Риги, переехал в Харьков в начале 1850-х годов. Где-то в 1852 или 1853 гг. он покупает у В.Д. Зайцева фотографическую мастерскую. В 1853 г. Я.П. Данилевский приезжает в Острогожск, где перед Крымской войной 1853-1856 гг. квартировало много военных полков. Он надеялся найти среди офицеров желающих получить свои фотографические портреты перед военными действиями. Стоимость фотографических снимков в то время была довольно высокой, от 10 руб. и выше, и не все могли позволить себе такое удовольствие.  Ретушер, с которым приехал Яков Петрович, запил и он обратился за помощью к юному Ивану Крамскому, будущему известному художнику-передвижнику. Молодой ретушер понравился Данилевскому и он заключает с ним контракт на 3 года [3]. Чтобы угодить клиенту, фотомастера часто подправляли снимки, прибегая к услугам ретушеров. Ретушь бывала двух категорий. "Техническая" – осуществлялась на негативе с помощью туши и пластика, а в "художественной", более тонкой, применяли карандаши, кисти, тушь, акварель или пастель, так что нередко снимок сильно изменялся, приобретая "живописность". Ретуширование по второму разряду нередко превращалось в раскрашивание всего отпечатка, хотя чаще ретушеры ограничивались подкрашиванием отдельных его участков. Некоторые ретушеры достигали уровня, вполне сравнимого с работами настоящих художников, и они могли бы по праву подписывать раскрашенные снимки своими именами.

В течение 3-х лет И.Н. Крамской объездил с Я.П. Данилевским значительную часть Центральной России и Украины. Они побывали в Харькове, Орле, Курске, Москве, Туле, Казани, Нижнем Новгороде и др. И.Н. Крамской становится одним из лучших мастеров по ретушированию фотографических портретов. Пройдет совсем немного времени, и его прозовут "богом ретуши". В 1857 г. И.Н. Крамской покидает Я.П. Данилевского и уезжает в Петербург, где работает ретушером в известных фотоателье И.Ф. Александровского, А.И. Деньера [4].

Яков Петрович Данилевский продолжает колесить по России и Украине в поиске выгодных фото заказов, совершенствует фотографическую технику и технологию приготовления фотоматериалов. Известно, что много сил и времени потратил он в поисках слюдового песка в Лебединском уезде [5]. Этот слюдовой песок содержал серебро и был необходим ему для улучшения качества фотографического процесса. Его фотографии видных государственных деятелей, писателей и ученых и сегодня можно встретить в крупных музеях Украины и частных коллекциях.

Менее известны фотографии Я.П. Данилевского с видами природы и городов Харьковской губернии. Я.П. Данилевский в Харькове проживал на Николаевской площади, в доме Куликова. Фотографической деятельность занимался до начала 1870-х годов. Он воспитал несколько сыновей – крупных ученых: физиолога, академика АН УССР Василия Яковлевича Данилевского; биолога, академика АН УССР Александра Яковлевича Данилевского; профессора медицины и изобретателя управляемых летающих аппаратов Константина Яковлевича Данилевского.

В 1850-х годах в Харькове работали еще три интересных фотографа. Два из них – выпускник Харьковского университета акварелист-портретист Левдик [4, 6] и чех Александр Пшенны снимали фотографические портреты методом дагеротипии. Дагеротипия – это регистрация фотографий на медной пластинке, покрытой тонким слоем серебра; получаемый дагеротип при этом был уникален, то есть размножение дагеротипических отпечатков невозможно. Третий фотограф – подпоручик Василий Сергеевич Досекин изготавливал фотографии методом калотипии. Калотипия сделала шаг к эпохе тиражирования отпечатков. В качестве негативов использовалась писчая бумага, на которую наносился слой нитрата серебра. Позитив печатался на так называемой солевой бумаге. Лист такой бумаги, обработанный хлористым серебром, накрывали листом с негативным изображением и этот «бутерброд» экспонировали, выставляя на солнце. На позитивном листе постепенно появлялось изображение, затем изображение на солевой бумаге вирировалось и закреплялось.

По материалам http://photograf.rider.com.ua/

Литература
1. Багалей Д.И., Миллер Д.П. История города Харькова за 250 лет его существования (1655-1905). Ист. монография. – В 2-х т. – Т. 2. – Репринт. изд. – Харьков, 1993, с.542.
2. Щелков К.П. Историческая хронология Харьковской губернии. : Историко-статистический опыт.-Харьков, 1880.-С140.
3. Иван Николаевич Крамской. Его жизнь, переписка и художественно-критические статьи 1837-1887. – СПб.: Изд-во Алексея Суворина, 1888. –  С. 21.
4. Курочкина Т.И. Иван Николаевич Крамской. – М.: Изобразительное искусство, 1908. – С. 9-10.
5. Исторические автографы выдающихся деятелей, хранящиеся в фондах Государственного архива Харьковской области. Вып. 1. – Харьков: Изд-во "Харьковский частный музей городской усадьбы"; "Государственный архив Харьковской области", 2005. – С. 196-200.
6. Карпов В.Н. Воспоминания. – М.-Л.: Академия, 1933. – С. 220.

Президент Украины
Верховная рада Украины
Правительственный портал
Харьковская областная государственная администрация
Харьковский городской совет
Національне агентство з питань запобігання корупції
Украинская ассоциация районных и областных советов
Ассоциация органов местного самоуправления Харьковской области
Совет почетных граждан Харьковской области
СБУ
Стратегия развития Харьковской области на 2015-2017 годы
Детский телевизионный фестиваль «Дитятко»
Эффективная первичная медицина в громаде
Конкурс Масельского
Громада очима дітей
Грант
Харківський обласний центр здоров'я
Харківський центр туризму
Слободской край
Ресурсный центр устойчивого местного развития
РЕГИОНЕТ
Харьковский региональный институт государственного управления
Форум Фактор
Договор мэров
КП